Причины обращения пациентов за онлайн консультациями

 

Телемедицина быстро завоевывает позиции как совершенно равноправная дисциплина среди прочих направлений охраны здоровья. Этот процесс наиболее заметен в последние пять лет, когда распространение и совершенствование технологий связи и обмена данными при помощи сети интернет стало очевидным уже для всех.

До повсеместного распространения интернета врач обращался к своим старшим коллегам через немногие существующие каналы связи за советом или за тем, чтобы старшие коллеги осуществили бы руководство новой для конкретного врача операцией (так в 1969 г. Майкл де Бейки руководил из США по спутниковой связи операцией на сердце, проводимой в Швейцарии). Сейчас, располагая даже мобильным доступом в интернет, пациент сам может обратиться к врачу, которого он считает авторитетным, чтобы получить от него необходимые советы по обследованию и лечению.

Разумеется, такое развитие событий вызывает массу нареканий со стороны врачебного сообщества. Однако более конструктивным будет не продолжать бесполезную критику таких консультаций, а разобраться в том, какие конкретно запросы выдвигают пациенты на ресурсах, предлагающих бесплатные медицинские консультации. Это не только поможет улучшить работу подобных интернет сервисов, но и покажет направление развития телемедицины на ближайшее время.

Для проведения исследования запросов пациентов на сайтах бесплатных медицинских консультаций было проанализировано 1000 запросов на консультацию на портале «Здоровье Мейл Ру» по всем представленным там врачебным специализациям. При анализе учитывались мотивы обращения за онлайн консультацией, содержащиеся в формулировке вопроса. Из-за того, что вопросы задавались в произвольной форме, мотивы были разделены на 5 групп.

В первую группу вошли вопросы, заданные из-за невозможности пациента обратиться к специалисту по месту жительства. В вопросах содержались формулировки «у нас нет такого-то врача», «наш врач уволился (в отпуске, на учебе и так далее)» или «запись к врачу только через 2 недели (месяц два месяца)». Как правило, данные вопросы содержали в себе просьбу к консультирующему врачу назначить конкретное лечение (прием препаратов).

Вторую группу составили пациенты, которым было нужно понять необходимость обращения к врачу после случайно выявленных при плановых обследованиях отклонений от нормы. Формулировки вопросов содержали выражения «я получил в результатах анализов такие-то значения, подскажите, насколько это опасно» или «у нас проводилось плановое обследование, на снимке выявили такое-то образование, насколько необходимо обращаться с этим к такому-то специалисту».

В третью группу вошли запросы пациентов, вызванные неудовлетворенностью лечения проводимого по поводу конкретного заболевания. В формулировках вопросов приводились конкретные диагнозы, описывалось лечение, а запрос содержал просьбу о коррекции лечения или о назначении дополнительных обследований, которые могли бы повлиять на коррекцию лечения лечащим врачом.

Четвертую группу составили пациенты, которые получили рекомендации по лечению конкретного заболевания, однако или из-за предыдущего опыта или из-за полученных со стороны сведений (например, из чтения статей в интернете) отложили выполнение назначений до получения «второго мнения» о безопасности или эффективности назначенного лечения. Типичная формулировка вопроса была следующей: «у меня нашли (диагноз) и назначили (схема лечения), однако я читал в интернете, что препараты Х и У не совместимы. Насколько адекватно назначенное мне лечение?»

Наконец в пятую группу вошли пациенты, не имеющие диагноза, которые только еще планируют обратиться к врачу. В их запросах содержались просьбы порекомендовать конкретного специалиста при тех или иных симптомах заболевания, а так же просьбы порекомендовать алгоритмы обследования до обращения к специалистам. Типичная формулировка вопроса содержала симптомы, историю заболевания и запрос «посоветуйте, какие надо сделать анализы и к кому обратиться».

Полностью результаты анализа запросов на консультацию приведены в таблице.

I группа

II группа

III группа

IV группа

V группа

77 чел (7,7%)

232 чел (23,2 %)

117 чел (11,7%)

227 чел

(22,7 %)

347 чел (34,7 %)

 

Как видно из таблицы, за конкретными рекомендациями по лечению и назначением препаратов онлайн обращается наименьший процент пациентов – менее 10 %.

Гораздо большему числу пациентов (46,4 %), обращающихся за онлайн консультацией, требуется своеобразная «дорожная карта», необходимая или для начала лечения и обследования (34,7 %) или для коррекции лечения, когда это лечение, по мнению пациента, зашло в тупик (11,7%).

Наконец, за разъяснениями по уже назначенному лечению или проведенным анализам обращается 45,9 % пациентов.

Из приведенных результатов подсчетов видно, что для проведения успешных онлайн консультаций вовсе не обязательно стремиться к тому, чтобы пациенты на них получали бы конкретные рекомендации по приему препаратов, что, кстати, запрещено правилами большинства порталов, которые предлагают онлайн консультации врачей всем желающим.

Наиболее востребованной услугой на портале бесплатных консультаций является составление своеобразной «дорожной карты» по обследованию и лечению, которая с юридической точки зрения предоставляется уже не как медицинская, а как информационная услуга.

С точки же зрения самих пациентов наиболее адекватными будут порталы онлайн-консультаций, располагающие не только солидной базой врачей-экспертов, но и базой данных ЛПУ, лабораторий и медицинских центров, предоставляющих услуги по лабораторному и инструментальному обследованию.